Казахстанский фармацевтический рынок это рынок импорта. Доля отечественных производителей на фармацевтическом рынке не превышает 10%, хотя многие препараты, производимые в Казахстане, изготавливаются на оборудовании, сопоставимом с европейским, и из схожего сырья.
В 2009 году введен проект о внедрении единой системы дистрибуции лекарственных средств, который позволил снизить цены на лекарственные препараты и осуществлять закуп напрямую у производителей. К 2012 году планируется создание эффективной инфраструктуры, где особое внимание будет уделено развитию транспортной и логистической составляющей.
По данным аналитиков Ассоциации представительств фармацевтических фирм Республики Казахстан, в первой половине 2010 года в страну было ввезено 174 млн упаковок лекарственных средств на общую сумму 446 млн долларов. Импорт был осуществлен из 61 страны мира (для сравнения: в 2009 году зафиксировано 63 страны-импортера).
В основном рейтинг торговых наименований возглавляют дорогостоящие препараты, которые закупаются государством в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Импорт некоторых лекарственных препаратов в 2010 году превысил показатели 2009 года.
Объем импорта лекарственных препаратов в Республике Казахстан занимает 90% в стоимостном выражении и 30% - в упаковках. Таким образом, Казахстан крайне зависим от импорта. Причем европейские страны являются поставщиками более дорогих лекарств. Так, например, лидером по объему ввозимых препаратов в 2010 году была Германия. Лекарственных средств немецкого производства в РК завезено на сумму 79 млн долларов, 2-е место занимают препараты индийского производства (36,9 млн долларов), на 3-м месте находится Франция (36,6 млн долларов), на 4-м - препараты, произведенные в Австрии (31,7 млн долларов), на 5-м месте - Россия (26,7 млн долларов). 6-10-е места занимают соответственно Венгрия, США, Швейцария, Бельгия, Великобритания.
10 стран-производителей осуществляли импорт лекарственных средств в РК в 2010 году. Ввозимая фармацевтическая продукция включала и инновационные препараты, и наиболее дешевые генерики, импортируемые из России и Индии.
На казахстанский фармацевтический рынок огромное влияние оказывает государственная поддержка: проводится много тендеров по закупке лекарственных препаратов, из госбюджета выделяется все больше средств на здравоохранение.
По мнению дистрибьюторов, на государственные средства стало закупаться больше современных дорогостоящих лекарств. При этом главный акцент делается на качестве закупаемых препаратов. В закупочные списки включают только препараты с доказанной эффективностью и безопасностью.
Сегодня со стороны государства ведется тщательный контроль за качеством лекарственных препаратов, поскольку в фармакологической отрасли достаточно развита торговля фальсифицированными препаратами.
Контрафактная продукция действительно очень серьезная проблема для всего мирового рынка. По официальным данным, в странах Юго-Восточной Азии до 30% лекарственных препаратов являются подделкой, также контрафактная продукция в объеме от 10 до 15% выявлена на рынке Европы.
В настоящее время на рынке присутствует более 600 компаний-поставщиков, большая их часть из Европы. Создание Таможенного союза, наверняка, внесет свои коррективы в работу фармацевтического рынка.
По мнению аналитиков, в страну будет ввозиться большое количество препаратов, качество которых отследить очень сложно. Поэтому, считают они, завозимая в Казахстан компанией-поставщиком фармпродукция обязательно должна быть за лицензирована независимо от того, где она производится - в России, в Беларуси или в другой стране.
Комиссия Таможенного союза обещает, что в ближайшее время начнет действовать единая система регистрации и лекарственные средства будут свободно перемещаться внутри единого таможенного пространства. Однако для того, чтобы достичь заявленных целей, во всех трех странах необходимо менять базу законодательства.
В 2010 году была утверждена Программа по развитию фармацевтической промышленности Республики Казахстан на 2010-2014 годы, в числе основных задач обозначены организация в республике современных технологичных предприятий по выпуску лекарственных средств, развитие собственной фармацевтической науки и технологий, снижение себестоимости лекарств для населения, решение вопросов национальной безопасности в области снабжения населения медикаментами местного производства.
Поддержка своего производителя является основным посылом госпрограммы. В соответствии с положениями данного документа за счет резервов отечественного производства предстоит обеспечить 50% внутреннего потребления лекарственных препаратов. Для достижения данного показателя программой предусмотрено заключение пролонгированных договоров сроком до 7 лет на закуп фармпродукции у местных предприятий через единого дистрибьютора, организация госзакупа казахстанской медицинской техники, повышение доли экспорта путем компенсации компаниям расходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Внедрение отечественными фармкомпаниями стандарта GMP (от Good Manufacturing Practice «надлежащая производственная практика») также предусмотрено госпрограммой. GMP это система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, пищевых добавок и активных ингредиентов. Стандарт GMP гарантирует, что процесс изготовления лекарственных средств отвечает международным рекомендациям на всех стадиях производства. В стандарте четко прописаны требования к производственному оборудованию, помещению, системам вентиляции, к персоналу.
Принятая правительством программа предусматривает очень большие финансовые вложения как в модернизацию действующих заводов, так и в строительство новых, которые будут соответствовать стандартам надлежащей производственной практики (GMP). Эти стандарты планируется внедрить в 2011 году.
В связи с созданием Таможенного союза экспортируемый товар обязательно должен соответствовать этим стандартам. В России часть заводов уже стандартизированы, то есть они могут осуществлять экспорт своей продукции.