Добро пожаловать! Войти или зарегистрироваться
> > Новая модель высшего медицинского образования в РК

Новая модель высшего медицинского образования в РК

В Министерстве здравоохранения состоялся брифинг Департамента науки и человеческих ресурсов МЗ РК на тему «О новой модели медицинского образования и факультетах педиатрии в высших медицинских учебных заведениях республики».


Сегодня уровень квалификации выпускников казахстанских медицинских вузов не соответствует современным требованиям практического здравоохранения. В 2006 г. в целях решения данной проблемы была принята Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования. Министерством здравоохранения предпринимаются меры по ее реализации. Совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы медицинского образования. Проводятся мероприятия по укреплению материально-технической базы. Во всех государственных медицинских вузах созданы учебно-клинические центры, за 2006–2007 гг. закуплены обучающие классы по клиническим дисциплинам на сумму около 1260,0 млн. тенге.


В 2008 г. приобретено оборудование по базовым дисциплинам на сумму 500,0 млн. тенге. Разработаны ПСД на строительство университетских клиник для 4 медицинских вузов. В феврале текущего года государственные медицинские академии были преобразованы в университеты. 2 медицинских вуза стали республиканскими государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения. Проведено переобучение преподавателей медицинских вузов новым образовательным технологиям с приглашением ведущих зарубежных лекторов. 76 преподавателей прошли переподготовку в лучших зарубежных университетах (Англия, Израиль, США).  Для активного внедрения новых технологий в подготовку специалистов здравоохранения при Медицинском университете Астана создан республиканский центр инновационных технологий.


С 1 сентября 2007 г. во всех медицинских вузах страны внедрены стандарты, основанные на международных принципах подготовки медицинских работников. Согласно новой модели подготовка кадров осуществляется по 5 специальностям: общая медицина, стоматология, фармация, сестринское дело, общественное здравоохранение. Подготовка по клиническим специальностям осуществляется в рамках базового медицинского образования по специальности «Общая медицина» (5+2), в которую были объединены существовавшие раннее направления подготовки с присвоением квалификации «врач»: лечебное дело, педиатрия, восточная медицина, медико-биологическое дело.


По новым стандартам до 5 курса включительно студенты изучают одинаковый набор дисциплин для всех врачебных специальностей. Это создает гибкость образовательного процесса, условия для мобильности в зависимости от потребности практического здравоохранения. 


Разделение по специальностям (педиатрия, терапия и т.д.) происходит в интернатуре, продолжительность которой увеличена до 2 лет. Дальнейшая подготовка по клиническим специальностям будет осуществляться в рамках резидентуры от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Изменилось и содержание образовательных программ. «Согласно новой модели подготовки медицинских кадров специальность «педиатрия» не упразднена», – подчеркнула директор Депарамента науки и человеческих ресурсов Н. Хамзина. Усилены требования и увеличены сроки к подготовке педиатров. Так, в текущем учебном году стоимость подготовки 1 студента составила 263,0 тыс. тенге, против 191,2 тыс. тенге в 2005 г. Учитывая длительность подготовки врачей, государство затрачивает огромные средства на их подготовку и вправе ожидать соответствующего качества.


Необходимо отметить, что конкурс для поступления на педиатрические факультеты всегда был ниже, чем на лечебные. Анализ результатов приема 2006 г. на педиатрические факультеты показывает, что около 50% студентов попали в педиатрию, потому что не прошли на лечебное дело. Таким образом, выбор педиатрии для 50% продиктован возможностью получения бесплатного образования, но не истинным желанием стать детским врачом.


Вопрос повышения мотивации к получению специальности «педиатрия» будет регулироваться путем увеличения государственного заказа на подготовку по данному направлению в соответствии с потребностью практического здравоохранения, внедрения других материальных и нематериальных стимулов для получения данной специализации. Так, в 2008 г. доля государственного заказа на подготовку специалистов по педиатрии в резидентуре составила 11% от общего объема.



Возможно, Вас это заинтересует: