Добро пожаловать! Войти или зарегистрироваться
> > Основные итоги 2010 года на фармацевтическом рынке

Основные итоги 2010 года на фармацевтическом рынке

Главным событием года стало введение государственного контроля цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), которые пользуются большим спросом у граждан и больше всего влияют на снижение уровня заболеваемости и смертности. Это было сделано в рамках вступившего в силу закона <Об обращении лекарственных средств>, который принципиально изменил систему регистрации и распространения лекарств в России. Появление на российском фармрынке механизма госрегулирования привело к тому, что на коммерческом рынке тенденцией стало снижение цен как на важнейшие препараты, так и на некоторые медикаменты, не попавшие в перечень необходимых. Правда, падение цен не оказалось глобальным и составило по разным оценкам от 4 до 6% (данные Виктора Христенко, которые он огласил на встрече с Президентом - 2%). Несмотря на это, фактор снижения цен в посткризисный период стал важным катализатором продолжившегося роста фармрынка, в первую очередь, в натуральном выражении. Правда, не обошлось и без негатива - госрегулирование оказало влияние на положение всех участников рынка: стала ниже и без того невысокая рентабельность у аптечных организаций, из-за ограничения размера оптовых надбавок пострадали дистрибьюторы, а также некоторые производители, которые не стали регистрировать свои препараты, посчитав это экономически нецелесообразным. Все это произошло, потому что прибыльность продаж лекарств снизилась. Появились и другие проблемы, в частности, госрегулирование цен привело не только к некоторому сокращению ассортимента, но и к тому, что дистрибьюторы и аптеки чаще начали закупать и продавать наиболее дорогие препараты. Сегодня наибольшим коммерческим интересом у оптовиков и аптек пользуются препараты с максимально высокой зарегистрированной ценой. В результате в проигрыше остаются не только потребители, но и отечественные производители, цены которых на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов. Однако, в целом, государственный контроль за ценами на важнейшие лекарства, безусловно, оказался полезным с точки зрения социальной стабильности.

Законом была изменена система регистрации новых лекарств, а также сокращены ее сроки. Сделаны попытки выровнять условия доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей, создать условия для увеличения доли отечественных лекарств на рынке. На это направлена и принятая федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию фармпромышленности, одной из основных целей которой является значительное увеличение доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке в стоимостном выражении к 2020 году. Закон также предусматривает проведение мониторинга безопасности лекарств, что позволит предпринимать действенные меры по борьбе с некачественными, фальсифицированными и контрафактными лекарствами. В идеале новый закон о лекарствах должен вывести к 2014 году российскую фармацевтическую промышленность на европейские стандарты качества.

Первые лица государства показали личную заинтересованность к проблемам фармы. Они лично проверяли цены в аптеках, встречались с губернаторами регионов, проводили правительственные заседания, в том числе о модернизации объектов здравоохранения, а также многочисленные совещания по вопросам развития отечественной фармацевтики. Среди особо запомнившихся и концептуальных можно упомянуть совещание по лекарственному обеспечению пенсионеров-льготников в Козельске, на котором Дмитрий Медведев заявил о том, что российская фармацевтика должна выпускать как можно больше отечественных лекарств и заменять ими иностранную продукцию. А также совещание на предприятии <ХимРар>, на котором Владимир Путин обсуждал ФЦП <Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу>. Учитывая огромный потенциал нашего фармрынка (даже несмотря на кризис, рост фармацевтического сектора превысил самые оптимистичные прогнозы), возможно, пришло понимание того, что речь идет не только о государственной лекарственной безопасности, но и об уникальной инвестиционной привлекательности отрасли, которая в ближайшем будущем может стать локомотивом российской экономики. Потенциал роста ёмкости фармрынка достигается за счет увеличения сегмента рынка, обеспеченного государственными деньгами (ДЛО и госпитальный сектор), а также увеличения потребления лекарств и парафармацевтики на фоне повышения уровня жизни среднестатистического россиянина. Для примера, в 2005 году россиянин в среднем тратил 58 долл. на покупку медикаментов, в 2006 году - 70 долл., в 2008 году - 67 долл. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долл. на душу населения в год, в то время как в странах Евросоюза этот показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в США доходит до 700 долл. У отечественной фарминдустрии есть огромный потенциал для развития, поскольку доля фармрынка в создании ВВП у нас менее 1%. Для примера, в ВВП Евросоюза фарма составляет около 2%. Вывод: любые инвестиции в фармотрасль России - государственные, частные или зарубежные - окупятся с толикой, даже смотря на существующие проблемы. Ну а когда ситуация в фармацевтике находится на контроле у руководителей государства и они постоянно об этом напоминают есть если не уверенность, то достаточно серьезная надежда, что отрасль ждут перемены.

Определяющим для развития отрасли должно стать решение о переводе отечественных фармпредприятий на стандарты качества GMP до 2014 года. Это не первая инициатива Минздрава, однако все предыдущие попытки госорганов в 2005 и 2009 годах потерпели неудачи. Даже, несмотря на увеличение срока перехода на стандарт GMP на два года (с 2012 до 2014), все отечественные предприятия будет невозможно модернизировать в такие короткие сроки. Сегодня только 10% (56 из 454) работают по стандарту GMP, еще 40% ввели его на отдельных участках, 50% даже не начинали переоборудование производств. При этом степень износа основных фондов в российской фарминдустрии составляет 60%. Очевидно, что количество компаний, которые получат лицензии на фармпроизводство после 1 января 2014 года, значительно сократится. Общая стоимость инвестиций в переход на международные стандарты может составить от 0,5 до 1 млрд. долл. Но чтобы предприятия переходили на GMP необходимо открыть для них выгодные кредитные линии, оказать целевую финансовую помощь. Без масштабной государственной поддержки, как финансовой, так и политической, модернизировать существующие фармацевтические производства будет сложно. Поддержка уже обещана и закреплена в тексте ФПЦ, согласно документу модернизация производств на 75% будет профинансирована государством, оставшаяся часть - частными инвесторами. Финансовая составляющая является определяющей, поскольку в среднем затраты на обучение персонала и техническое перевооружение лишь одного производства могут составить от 5 до 20 млн. долл. А с учетом того, что процесс переоборудования предприятий может занять от трех до четырех лет начинать его нужно прямо сейчас. В любом случае - надо быть готовым к тому, что произойдет следующее: <переход на GMP - вымывание с рынка дешевых лекарств - улучшение качества более дорогих лекарств - рост цен на лекарства>. Очевидно, что все затраты на модернизацию в будущем попадут в себестоимость препаратов, российские лекарства могут стать по цене равными импортным, а то и дороже.

Наравне с законом <Об обращении лекарственных средств> появился еще один концептуальный нормативный документ - в конце года Правительство России одобрило новую федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности. До 2020 года программой предусмотрено финансирование в размере 188 млрд. рублей, из которых 122,5 млрд. станут средствами из федерального бюджета. 154 млрд. рублей будет потрачено на научно-технологическое развитие. Государство показало, какие именно деньги готово потратить на развитие современной инновационной фармотрасли, но хватит ли этих средств на модернизацию устаревших производств и строительство новых, на восстановление отечественной исследовательско-экспериментальной базы - большой вопрос. По данным экспертов, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80-90%, а <утечка мозгов> не прекращается. Сегодня очевиден высокий дефицит квалифицированных, высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Прогнозы неутешительны, если не проводить решительных действий, не развивать законодательство, не финансировать отрасль, не поддерживать отечественных производителей, а также зарубежных инвесторов, готовых строить фабрики на территории России, не развивать фармкластеры, не вкладывать деньги в разработки собственных лекарств, то есть повторять все ошибки, которые были допущены за последние 20 лет, то и в ближайшие десятилетия российский фармацевтический рынок так и останется типичным колониальным.
 



Возможно, Вас это заинтересует: